#

Обратная связь |

ФИО:
Email:
Сообщение:
Код:
Межведомственная информационная система по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и проблемам преодоления последствий радиационных аварий
Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года»

Авария на АЭС «Jaslovska Bonunice -1» (Чехословакия), связанные с утечкой теплоносителя и замедлителя

Энергоблок A-1 на базе тяжеловодного реактора с СО2 в качестве теплоносителя (hwgcr) был введен в эксплуатацию в декабре 1972 г. и выведен на полную мощность в начале 1974 г.

Реактор этой первой опытной Чехословацкой АЭС тепловой мощностью 530 МВт и электрической мощностью 140 МВт, представлял собой тяжеловодный корпусной (диаметр корпуса 4,9 м, высота 20,0 м) реактор канального типа, работал при давлении СО2 6,5 МПа на необогащенном уране. Реактор был создан по проекту СССР. С участием СССР разработана также перегрузочная машина, позволяющая вести перегрузку топлива при работе реактора на полной мощности. Кроме выработки электроэнергии на блоке велись обширные исследовательские работы по испытанию оборудования и технологии новых газоохлаждаемых тяжеловодных энергетических реакторов.

Первая авария произошла 5 января 1976 г. во время перегрузки топлива, когда после загрузки свежей ТВС расцепился механизм перегрузочной машины, ТВС была выброшена из реактора и началась утечка СО2 в здание реактора. Радиационные последствия аварии были ограниченными, но 2 работника погибли от удушья.

Вторая авария произошла 22 февраля 1977 г. также в связи с загрузкой свежего топлива. Перед загрузкой в реактор персонал не удалил со свежей ТВС защитное покрытие от влаги, что привело к ухудшению теплоотвода от сборки, ее частичному расплавлению, разрыву технологического канала высокого давления и утечке тяжелой воды. При этом угрозы персоналу и населению не было.

С учетом этих аварийных событий реактор больше не эксплуатировался, в мае 1979 г. на основе технико-экономического анализа было решено постепенно вывести блок из эксплуатации, и к 1990 г. более половины топлива уже было отправлено в СССР на захоронение.